insead_hec: (Default)
insead_hec ([personal profile] insead_hec) wrote2007-12-22 11:36 am

О чайниках, любителях, ремесленниках и художниках.

Продолжаем разговор, как говорил Карлсон. О точке зрения Ken Rockwell'a я уже написал и его примеры привел.

А вот что я думаю по этому поводу.

Мне кажется, что практически в любом деле есть четыре категории людей: чайники, любители, ремесленники и таланты.

Чайники ничего не умеют, у них ничего не получается. Дай им в руки самый замечательный фотоаппарат, и все равно получится непонятно что. Иногда сложный, хороший инструмент им только мешает, как руль с гидроусилителем в неумелых руках - он выпячивает недостатки. В большинстве случаев "чайник" - категория врéменная, человек осваивает азы и переходит в другую категорию. Но иногда в ней можно застрять навсегда. Как я в теннисе :-)

Любители, что-то могут и понимают. Освоив инструменты (аппаратуру) более высокого качества, они улучшают свои результаты, потому что инструменты помогают им, порой компенсируя некоторые недостатки и расширяя диапазон возможностей. При этом любители сами не совсем понимают эти самые новые возможности и их границы. Хороший инструмент для них - словно очень удачный протез, делающих за них часть работы. И наверное большинство людей находятся как раз на этом уровне. (как я в бассейне)

Ремесленников (craftsmen, artisans) в России обычно называют "профессионалы" или "мастера", так как слово "ремесленник" приобрело какую-то отрицательную коннотацию, хотя это неправильно. Ремесленники видят и понимают больше любителей, они способны не только понять связь между инструментом и результатом, но и использовать это понимание в своих интересах. Понимая инструмент и его ограничения, они могут добиться хороших результатов, используя даже не самые лучшие инструменты.

И обычно переход из чайников в любители, а потом в ремесленники происходит постепенно, с накопленными знаниями и опытом.
Талант находится вне линейности предыдущих трех категорий. Он берет в руки доску с натянутой струной и начинает играть так, как до него не играл никто. Он берет бумагу, карандаш синего цвета и говорит себе: "Я хочу изобразить мир, рисуя одни треугольники" И глядя на его рисунок, видишь что-то, чего не видел до этого.

Любой математик скажет, что это невозможно, что оптимизация в ограниченных условиях не может дать результаты лучше, чем оптимизация без ограничений. Талант существует вне законов математики. Он творит волшебство, нарушая законы.

Я сел за руль машины с гидроусилителем руля. Она виляет так, что ездить можно только тогда, когда никто не видит. Но я хочу научиться водить эту хорошую машину, хотя бы как хороший любитель.

Одни учатся фотографировать, читая какие-то учебники, другие - пробуя и сравнивая, пытаясь понять, почему эта фотография получилась, а другая нет.